На протяжении 6 лет создания Электронной путёвки туристические агентства то получали, то теряли «электронные» права и обязанности в проекте. В последних версиях регулирующих документов, ТА вроде включены в процесс, но…. оказалось не всё так просто. Получив обязанности, прав, скорее всего, ТА не получат. Почему? Об этом порталу TRN рассказал председатель комитета ассоциации «Турпомощь» по инновациям и внедрению информационных технологий в туризме Игорь Козлов.
По словам эксперта, на данный момент никому не понятно, будут ли агентства формировать электронную путёвку или это будет эксклюзивом туроператоров? Пока, по подготовленным документам ТА таким правом могут обладать, с согласия ТО. Вопрос: будут ли ТО передавать это право ТА?
Итак, что бы ТА могло оформлять ЭП, оно должно получить право на турпродукт. Это право ему обычно передаёт туроператор, владелец турпродукта. После подтверждения и оплаты. Режим реального времени в алгоритме представленной версии ЭП, (выбор-подтверждение-оплата-оформление), подразумевает, что ТО должен запустить ТА в свою «святая святых» — базу гарантированных (выкупленных, законтрактованных) турпакетов, в свой программный комплекс. Таким образом агентство получит право забирать, менять и аннулировать турпакет и дополнительные опции. Без подтверждения и оплаты, ведь все происходит онлайн. Какой туроператор пойдёт на это? Скорее ни какой.
«Конечно, возможно внесение депозитов. Однако это приведёт к ограничению деятельности ТА, да и ТО тоже, поскольку депозит агентство сможет внести очень ограниченному количеству туроператоров. Возможно также предоставление кредитной линии или квотирование, но представьте, какое количество турпродукта требуется отдавать ТО без подтверждения и оплаты, например ЦБ и РЦ сетей или ведущим ОТА одномоментно, да и просто, независимым ТА — а это 5-10-15 тыс. компаний. Риски на много миллионов евро. Ежедневно! Так что это очень маловероятная возможность…», — считает Игорь Козлов.
При этом, как подчеркивает эксперт, для туроператоров нынешняя модель тоже станет ограничением деятельности, т. к. они потеряют значительную часть дистрибуционной сети. «И видимо ТО придётся создавать свою собственную, не франчайзинговую сеть агентств, со всеми вытекающими последствиями для себя и для рынка», — сказал он.
Если же посмотреть на ситуацию со стороны розницы, то картина получается следующая: «С одним ТО ты договоришься о кредитовании, другому направишь депозит, у третьего получишь ограниченную квоту. Таким образом, агентство вроде получит право оформлять ЭП, но…. Только с этими тремя ТО, с другими — нет. И перед клиентурой получится — «здесь могу, здесь — не очень, здесь — рыбу заворачиваю»…
Следующий непроработанный алгоритм: туроператор должен передавать данные в ИС ЭП не позже 24 часов, после заключения договора. «Заметьте, договора ТА-турист. И в случае нарушения сроков передачи данных или их некорректности, более 2-х раз в год, ТО получает огромный штраф, плюс лишение права заниматься туроператорской деятельностью. У туроператора возникают огромные риски: не подконтрольная ему структура (ТА, РЦ, ОТА) может задержать (по разным причинам: перегруз менеджера, сбой CRM, безответственность или забывчивость, провокация…) передачу данных, а может случайно или намеренно ошибиться. И многомиллионный бизнес рушится», — говорит Игорь Козлов.
Так же существенным ограничением становится необходимость технической совместимости ТА и ТО по передаче необходимых для ЭП данных. А это около 40 строк заполнения на каждого туриста! Не секрет, что создатели «Электронной путевки» предполагают техническое переоснащение пользователей, и даже подсчитали «несущественные затраты участников рынка». И если для туроператора перестройка процессинга и тех довооружение станет тяжелой, но терпимой ношей, то для агентств подстроиться под новые регламенты ЭП и десятков партнёрских ТО, может оказаться критичным. А о создании полноценного сквозного шлюзовании ТА-ТО-ИС ЭП создатели как-то не задумываются.
И соответственно, серьёзным ограничением деятельности ТА станет полуручное заполнение огромного количества полей ЭП по каждому туристу. «Туроператоры и сейчас постепенно возлагают на агентства всё больше формальностей по подготовке документов, уходя от затратного ручного труда (например, по визовому оформлению). Естественно заполнять все графы опять придётся ТА. Как и доказывать клиентам, что „туристический сбор“ теперь обязателен, сервисный — тоже, передавать данные в ИС — обязательно, но заведённые в ЭП услуги, вроде гарантированные теперь государством, могут быть изменены … по желанию туроператора тоже придётся турагентствам», — уточнил эксперт.
Подводя итог, Игорь Козлов отметил, что для корректной работы отрасли с ИС ЭП, сначала необходимо серьёзно заняться электронным документооборотом, привести к единой терминологии и типовым документам. Необходимо создать и утвердить единообразный электронный договор для отрасли или несколько для основных видов туризма. Электронный договор может стать технической основой для быстрой, корректной и гарантированной передачи данных в ЭП. Если создать сквозное шлюзование Договор-ТА-ТО-ИС ЭП. Иначе отрасль потонет в ручном труде по заполнению и передаче данных.
«Всю схему ЭП и технологическую, и нормативную необходимо перерабатывать. И дорабатывать с теми, кто разбирается в бизнес-процессах отрасли. Иначе, благие намерения лоббистов ЭП могут обернуться большими неприятностями для игроков, а главное — пользователей туриндустрии — туристов, ради которых вроде данный проект и затевался», — заключил председатель комитета ассоциации «Турпомощь» по инновациям и внедрению информационных технологий в туризме.