Мир плавно выходит из самоизоляции: открываются рестораны, отели, курорты, но ключевые ограничения до сих пор остаются в силе. По мнению руководителя туристического агентства «Бельмаре» Дианы Фердман, сложные времена для российского турбизнеса продлятся до тех пор, пока не будут открыты границы — заработать на отечественных курортах крайне сложно.
Сегодня я хочу поговорить о том, в каком состоянии на данный момент находится туристический бизнес. Возможно, я скажу крамольную вещь, но все, что сейчас происходит с рынком — это крайне плачевно. Ежедневно, в группе «Страна Туризма» мы обсуждаем текущую ситуацию, и я вижу, что больше половины туристических агентств остановили деятельность и не собираются возвращаться к этому бизнесу.
На данный момент все мы находимся в подвешенном состоянии, у нас нет никакой определенности: открытия границ в ближайшее время ждать не приходится, и даже, если международные рейсы все-таки запустят, нет никаких гарантий, что не начнется вторая волна и мир вновь не будет закрыт в считанные дни.
А как же туры по России, спросите меня вы? По телевидению показывают счастливые лица отдыхающих на черноморских курортах. Расскажу вам сейчас всю правду. Сейчас отдых в России — это единственная возможность провести отпуск на море. Но, как показывает практика, многие туристы предпочитают бронировать проживание напрямую в отелях и санаториях. Здесь нужно понимать, что наши с вами клиенты столкнулись с тем, что заказав отдых зимой в турфирмах, не только не поехали отдыхать, но и не смогли вернуть деньги, так как почти все туристические операторы остановили возвраты по несостоявшимся турам. Очевидно, что на этом фоне доверие к организованному туризму подорвано. Должно пройти время, чтобы ситуация изменилась в нашу пользу.
Еще одна наша боль: чаще всего владельцы российских объектов размещения охотно дают скидки прямым клиентам, полностью разрушая структуру рынка. В целом некоторые средства размещения, мягко говоря, ведут себя некрасиво по отношению к партнерам. Так, на днях при попытке забронировать отель в Сочи через туроператора объект размещения сообщил, что мест нет. Однако, позвонив напрямую, мы с удивлением для себя узнали, что свободные номера все-таки есть. Что на это сказать туристам? У меня ответа нет. И до тех пор, пока будет такая неопределенность и несогласованность для нас агентов на внутреннем рынке места не будет.
Есть серьезная проблема и со стоимостью услуг на отечественных курортах — несоответствие цены предлагаемому качеству. К примеру, отдых на двоих на одну неделю в пяти звёздах с 9 июля в Сочи стоит на завтраках около 200 000 руб. Ещё раз подчеркну — цена указана за отдых с питанием завтрак. За те же деньги в Греции, Турции, Тунисе и других популярных курортах мы могли отдохнуть вчетвером и с питанием все включено.
Туроператоры сейчас поднимают чартеры на новые направления такие, как Хакасия, Бурятия, Калининград, однако не стоит питать иллюзий по поводу этих направлений. Это, безусловно, интересные места, однако они не являются направлениями массового туризма и никак не могут заменить пляжный отдых на роскошных заграничных курортах. Я понимаю, почему операторы начали продавать эти направления: во-первых, они устали сидеть без работы, а во вторых, эти туры субсидируются правительством.
«Мир никогда не будет прежним» — эта фраза преследует нас весь карантин, однако туризм уже прошел точку невозврата, поэтому я даже не могу предположить, каким это будущее станет для нашей отрасли.
Туризм находится в страшном и плачевном состоянии, на одних российских курортах вся цепочка туристической отрасли не сможет держаться: это и сезонность, и отсутствие достаточного количества инфраструктуры, и непартнёрское поведение участников российского туристического рынка. Для себя, как для независимого туристического агента, я пока не вижу места в этой экосистеме.